«Белояр» формирует навыки жизни

Взаимосвязь показателей физической подготовленности у женщин зрелого возраста

Балабаева Ольга Викторовна

магистрант Московского государственного областного университета

Вяльцев Александр Степанович

канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета, РФ, г. Москва



Продление жизни в зрелом возрасте – это одна из важнейших социальных проблем, в разрешении которой не малый удельный вес приходится и на работников физического воспитания. [1]

Из предлагаемого на сегодняшний день арсенала систем по оздоровлению, выделяется простая и доступная система «Белояр».

Достаточно молодая система «Белояр» сложилась из знаний по психологии, биомеханике, теории управления, истории и имеющихся знаний различных систем по естественному движению в комплекс физических упражнений.

Описал систему профессор Станислав Викторович Жуков. Она позволяет заниматься в любых условиях и рассчитана на людей любого возраста с любым уровнем физической подготовки. Базовый комплекс состоит из стато-растягивающих упражнений (щадящий двигательный режим). [2]

На первом этапе занятий физическими упражнениями по системе «Белояр» стоит задача развития естественных двигательных навыков. Формирование двигательных навыков осуществляется за счет чувственных сигналов с двигательных, зрительных, слуховых, кожных, вестибулярных рецепторов, непрерывно поступающих при выполнении упражнений. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее воспроизводится на его основе умения, навыки и результативнее развиваются физические и волевые качества (силы, подвижности, уравновешенности).

Целостная деятельность не может осуществляться за счет одного из вида навыков сенсорного, интеллектуального или двигательного.

Формирование навыков, как функция ЦНС складывается из суммы движений, протекающих в пространстве и времени и постоянно контролируется путем сопоставления его результата с конечной целью. За счет каналов обратной связи при участии анализаторных систем формируются наши впечатления, ощущения и представления об окружающей нас действительности. [3]

Закономерностью в координации движения является наличие «кольца управления» - зависимость не только управляемого звена от управляющего (прямая связь), но и наоборот (обратная связь).

Управление произвольными движениями осуществляется по замкнутому циклу: мозг – центробежные нервы – мышцы – проприоцепторы – центростремительные нервы – мозг. В этом случае внутри организма информация передается по нервным аксонам от мозга к мышцам; это – прямая связь. Передатчиками обратной связи являются аналогично проприоцепторы, аксоны, мозг. [4]

Мышцы свое движение начинают, в той или иной степени, с растяжения.

Двигательные возможности нашего организма определяются управлением свойствами скелетных мышц. Мышца подразделена на более элементарные функциональные элементы – двигательные единицы. Путем активации двигательных единиц регулируется скорость, сила и растяжение мышцы. Кроме того, информацию о состоянии мышц дают сухожильные органы (органы Гольджи) и мышечные веретена (рис.1).



Рис. 1 – Мышечные и сухожильные рецепторы



Возбуждение сухожильных рецепторов возникает при напряжении мышцы, и они информируют нервные центры о степени напряжения и скорости его развития.

Мышечные рецепторы информируют нервные центры о длине мышцы и скорости ее изменения. При сокращении мышцы возбуждение в мышечных веретенах не возникает.

Мышечные и суставные рецепторы дают сигналы о движении тела. [5]

Вместе с тем, каждая мышца является не только органом движения, но активно обеспечивает участок системы кровоснабжения, жизнедеятельности организма.

Закон Франка-Старлинга: «Чем больше мышца сердца растянута поступающей кровью, тем больше сила сокращения и тем больше крови поступает в артериальную систему».

Следовательно, изменение длины мышечных волокон повышает кровенасосную функцию мышц и одновременно раздражает большое число механорецепторов воздействуя на ЦНС для лучшей управляемости мышцами.

Возрастающее обилие двигательных навыков приводит к увеличению связей, к расширению деятельности высших отделов ЦНС. Соответственно она растет качественно и количественно. Чем больше подвижность нервных процессов, возбуждения и торможения, тем лучше организм приспосабливается к изменяющимся условиям. [6]

Проверим как влияют стато-растягивающие упражнения по системе «Белояр» на физическую подготовленность женщин зрелого возраста и проследим взаимосвязь между выполняемыми упражнениями.

Была сформирована группа женщин зрелого возраста в количестве 19 человек. В соответствии с особенностями занимающихся была составлена методика занятий и тестов для проверки эффективности системы «Белояр» на физическую подготовленность женщин зрелого возраста.



Тесты для женщин зрелого возраста на физическую подготовленность:

  1. Наклон туловища вперёд из положения седа, (см.) (тест характеризует гибкость позвоночного столба).
  2. Двигательная реакция, (см.) (тест характеризует развитие ловкости). Определяется с помощью падающей линейки.
  3. Подъём туловища в сед за 30 секунд, (раз) (тест характеризует скоростно-силовую выносливость).
  4. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с опорой на коленях «Отжимание», (раз) (тест характеризует силовую выносливость).
  5. Тест на удерживание гантелей 2 кг, (с.) (тест характеризует статически-силовую выносливость).
  6. Упор лежа на предплечьях «Планка», (с.) (тест характеризует статическую выносливость). [7]


Оздоровительные занятия по системе «Белояр» проходили два раза в неделю. В октябре 2017 было проведено первоначальное тестирование, а в апреле 2019 повторное тестирование на физическую подготовленность женщин зрелого возраста.

Результаты после эксперимента по физической подготовленности указаны в Таблице 1.

Таблица 1 – Показатели физической подготовленности женщин зрелого возраста

№ п/п Наименование Октябрь 2017 г. Апрель 2019 г. (X̅±σ) (V), % (X̅±σ) (V), % 1 Удержание гантелей (2 кг.), с. 49,89±18,84 37,77 79±18,66 23,62 2 Поднимание туловища из положения лёжа на спине, количество раз за 30 с. 7,32±4,18 57,10 12,74±5,05 39,68 3 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с опорой на коленях (отжимания), раз. 7,53±6,18 82,07 17,21±9,07 52,67 4 Упор лёжа на предплечьях (планка), с. 33,58±32,64 97,20 91,05±51,11 56,14 5 Наклон вперёд из положения сидя, см. 4,26±8,84 207,29 14,95±6,33 42,34 6 Двигательная реакция, см. 18,21±10,48 57,55 15,42±7,39 47,91

Но, помимо положительных результатов по физической подготовленности, нам было интересно на основании парного линейного коэффициента Браве-Пирсона выявить взаимосвязь между двумя независимыми показателями по физической подготовленности. Результаты приведены в Таблице 2. [8]

Таблица 2 – Взаимосвязь и корреляционное поле между результатами по физической подготовленности женщин зрелого возраста после эксперимента

№ п/п Показатели После эксперимента Корреляционное поле r t(ф) P 1 Удерживание гантелей и подъем туловища в сед 0,9 8,51 ˂0,05
2 Удерживание гантелей и сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой на коленях 0,84 6,38 ˂0,05 3 Удерживание гантелей и упор лежа на предплечьях 0,88 7,64 ˂0,05 4 Подъем туловища в сед и сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой на коленях 0,85 6,65 ˂0,05 5 Подъем туловища в сед и упор лежа на предплечьях 0,87 7,28 ˂0,05

После определения парного линейного коэффициента Бравэ-Пирсона проявилась положительная взаимосвязь по физической подготовленности женщин зрелого возраста:

  1. Удерживание гантелей (статически-силовая выносливость) и подъем туловища в сед (скоростно-силовая выносливость) равна 0,9 связь сильная, положительная.
  2. Удерживание гантелей (статически-силовая выносливость) и сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой на коленях (силовая выносливость) равна 0,84 связь сильная, положительная.
  3. Удерживание гантелей (статически-силовая выносливость) и упор лёжа на предплечьях (статическая выносливость) равна 0,88 связь сильная, положительная.
  4. Подъем туловища в сед (скоростно-силовая выносливость) и сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой на коленях (силовая выносливость) равна 0,85 связь сильная, положительная.
  5. Подъем туловища в сед (скоростно-силовая выносливость) и упор лежа на предплечьях (статическая выносливость) равна 0,85 связь сильная, положительная.
Проверка по t-критерию Стьюдента показала достоверность полученного корреляционного отношения.

Вывод:

  1. Была составлена методика занятий по системе «Белояр» для женщин зрелого возраста.
  2. Был составлен комплекс тестов для определения физической подготовленности женщин зрелого возраста.
  3. Проведение первоначального тестирования (октябрь 2017). Первоначальное тестирование показало низкую физическую подготовленность женщин зрелого возраста.
  4. Проведение повторного тестирования через 18 месяцев занятий по системе «Белояр» (апрель 2019). Повторное тестирование показало положительные изменения в показателях физической подготовленности: Удержание гантелей (2 кг) показатели выросли на 58,35%. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с опорой на коленях «Отжимание» показания выросли на 128,55%. Упор лёжа на предплечьях (с.) «Планка» показатели выросли на 171%. Наклон вперед из положения сед показатели выросли на 250,70%. Двигательная реакция улучшилась в показателях на 15,32%. Подъем туловища в сед за 30 с. показатели выросли на 174%.
  5. После 18 месяцев тренировки по системе «Белояр» прослеживается сильная положительная взаимосвязь между качествами физической подготовки у женщин зрелого возраста:
- статически-силовая выносливость и скоростно-силовая выносливость;

- статически-силовая выносливость и силовая выносливость;

- статически-силовая выносливость и статическая выносливость;

- скоростно-силовая выносливость и силовая выносливость;

- скоростно-силовая выносливость и статическая выносливость.



Список литературы

  1. Карпман В.Л. Спортивная медицина: Учеб. Для ин-тов физ. культ. – /Под ред. В.Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 349 с.
  2. Жуков С.В. «Белояр». Принципы естественного движения. – V.: Baltosios Gulbes, 2013, 272 c.
  3. Шадрин В. М. Психологические основы формирования Двигательного навыка, издательство Казанского университета, 1978 г.
  4. Чхаидзе Л. В. Об управлении движениями человека: Издательство «Физкультура и спорт» Москва 1970. – 135 с.
  5. Бегун П. И., Биомеханика: Учебник для вузов. – СПб.: Политехника, 2000. – 463 с.
  6. Зверев И. Д. книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Изд. 2-е, перераб. М.6 «Просвящение» 1978, 239 с.
  7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2008. – 244 с.
  8. Железняк Ю. Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 6-е изд., переработанное. – м.: Издательский центр «Академия» 2013, - 288 с.


Получить радость от движений в 70 лет

Оздоровительная гимнастика по системе «Белояр»

Ольга Балабаева



Не вызывает сомнения тот факт, что у человека в зрелом возрасте, а тем более в пожилом, возникает склонность к ограничению двигательной активности. Действительно, «возможности» человека уменьшаются, но одновременно он проявляет все меньшее желание использовать те силы, которыми он располагает. Обуславливается это недостатком времени, желанием сохранить физический комфорт (например, избегание даже незначительного утомления), утратой чувства «игры», удовольствия от движений, склонностью к использованию различных приёмов «жизненной практики» перед лицом стрессовых ситуаций и т. д.

Результаты проведённых нами исследований свидетельствуют, что эффективность адаптационных механизмов, физическая возможность, трудоспособность у людей с высокой двигательной активностью значительно выше, чем у людей, ведущих пассивный образ жизни.

Повышение двигательной активности является простым и эффективным средством увеличения количества энергии, затрачиваемой организмом, то есть средством профилактики ожирения, которое следует применять систематически в течение длительного времени.

Под влиянием систематической двигательной активности увеличивается максимальная вентиляция лёгких, дыхание при небольших физических нагрузках становится более экономным (исчезает одышка), артериальное давление становится меньше, увеличиваются запасы энергетических материалов, нарастает сила и выносливость мышц. [1]

В настоящее время в практике оздоровительной физической культуры используется широкий арсенал средств двигательной активности. Однако, несмотря на большое число направлений, не все они подходят лицам зрелого возраста, а именно, 50 – 70 лет. [2]

На основе наших исследований смеем утверждать, что оздоровительная гимнастика по системе «Белояр» хороша для любого возраста с любым уровнем физической подготовки. Система обучает сознательному управлению двигательными действиями отдельных частей тела и всего организма. Каждое упражнение по системе «Белояр» выполняется, как можно медленнее, при контролируемом растяжении всех групп мышц. Описал систему профессор Станислав Викторович Жуков. Система сложилась из знаний по психологии, биомеханике, нейрофизики, теории управления, истории, генетики. [3]

Некоторые закономерности двигательной активности

Естественной и важной частью функционирования организма является управление произвольным движением (движение целенаправленное), в котором участвуют все отделы центральной нервной системы – от спинного мозга до высших корковых проекций двигательного аппарата. Управление заключается в корректировке движений на основе постоянного обмена информацией между мышцами (исполнительными элементами) и пусковым аппаратом нервной системы.

Ведущая роль в регуляции произвольных движений принадлежит коре больших полушарий. Именно в ней вырабатываются цели движений, строится программа конкретных действий. Высшие отделы головного мозга оказывают влияние на деятельность нижележащих отделов, в том числе спинного мозга, через нисходящие пути. [4]

При выполнении любого движения ЦНС ведет непрерывную коррекцию («сенсорную»), учитывает все происходящие процессы на периферии и в случае надобности вносит в ход движения соответствующие поправки (коррекции). Координационная структура является результатом сложного учета ЦНС всего того, что происходит на костно-мышечной периферии. В первую очередь, речь идет о связи между мышечным напряжением и результирующим движением.

Различают три основных типа таких режимов:

Изометрический – напряжение с сохранением длины мышцы.

Изотонический – изменение напряжения при уменьшении длины мышцы.

Ауксотонический – изменения напряжения при удлинении длины мышцы.

В последнем режиме сокращение мышцы происходит обычно в условиях некоторого предварительного растяжения.

В живом организме мышцы при выполнении произвольного движения почти всегда начинают свою деятельность в той или иной степени растяжения, что также составляет одну из трудностей в регулировании любого движения. Начиная его, центральные регулирующие аппараты должны учесть степень предварительного растяжения мышц и произвести их необходимое возбуждение. Для этого нужно иметь подробную информацию о состоянии мышцы и «принимать» соответствующие решения. [5]

Клинические и экспериментальные исследования Г. А. Ализарова [4] и его учеников позволили установить, что только при растяжении мышечных рецепторов деформируется окончания афферентных волокон, намотанных на внутриверетенные волокна, и появляются нервные импульсы. При сокращении мышцы возбуждение в мышечных веретенах не возникает.

Сухожильные рецепторы располагаются в тонких сухожильных волокнах, окруженных капсулой. Они расположены последовательно относительно мышечных волокон. Их возбуждение возникает при напряжении мышцы.

Мышечные и суставные рецепторы дают сигналы о движении тела. Управление мышечной деятельностью осуществляется путём включения их в работу или выключения их из работы.

Таким образом, сознательное управление мышцами, основанное на знании их строения и функционирования, позволяет при различных патологиях частично или полностью восстановить их работоспособность. [4]

Нами было запланировано исследование на основе изложенной выше идеи, что сознательное управление мышцами, частично или полностью поможет восстановить их работоспособность.

В исследовании принимали участие женщины зрелого возраста от 50 до 70 лет занимающиеся по системе «Белояр».

Цель исследования – определить эффективность занятий по системе «Белояр» с женщинами зрелого возраста.

Гипотеза – предполагается, что применение системы позволит повысить уровень физической подготовленности женщин данного возраста.

Исходя из цели и гипотезы решались две задачи:

Разработать методику применения системы «Белояр» для женщин зрелого возраста и проверить влияние данной системы на уровень развития физической подготовленности женщин зрелого возраста на начальном этапе исследования.

Организация исследования

Вовлечение женщин зрелого возраста в оздоровительные занятия по системе «Белояр» в микрорайоне по месту их жительства. Для проведения исследования был выбран Клуб «Аура» (г. Королев). В этом клубе женщины тренировались два раза в неделю по 90 минут.

Данное наблюдение осуществлялось за 28 женщинами зрелого возраста. На первом этапе исследования, было проведено 48 занятий за полгода.

В основу эксперимента был положен критерий - доступность выполнения тестов женщинами зрелого возраста для определения физической подготовленности.

Использование методов математической статистики позволяют более объективно интерпретировать произошедшие изменения, установить степень достоверности различий или же отсутствия таковых, выявить существующие взаимосвязи, а также определить множественные связи между теми или иными факторами. [6,7]

Определение достоверности различий определялись по критерию Стьюдента.

Контрольное тестирование, отражающее физическую подготовленность женщин зрелого возраста

Гибкость характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его суставов и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперёд из положения сидя (ноги прямые) путём замера линейкой расстояния до кончиков пальцев рук, вытянутых вперёд. Если они дальше стопы, гибкость положительная, если ближе, гибкость отрицательная. Выполняется три наклона вперёд с постепенно увеличивающейся амплитудой, на четвёртом регистрируется результат, удерживаемый в этом положении в течение 3 секунд.

Двигательная реакция определяется с помощью падающей линейки. Испытуемый стоит, правая рука вытянута вперёд ладонью влево, пальцы прямые, большой отведён. Тестируемый устанавливает линейку (40 см) вертикально на расстоянии 1-2 см от ладони. В течение 5 секунд после команды «Внимание!» линейка отпускается, испытуемый, не опуская руки, как можно скорее ловит падающую линейку. Засчитывается лучшая из трёх попыток, отмечается длина линейки (см) от «нуля» до края ладони.

Подъём туловища (скоростно-силовая выносливость). Исходное положение: лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, пальцы рук в «замок», локти разведены. Партнёр прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» - энергично поднять туловище до перпендикулярного полу положения. Обратным движением вернуться в исходное положение до касания пола лопатками, локтями и затылком. Подсчитывается количество подъёмов за 30 секунд.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с опорой на коленях «Отжимание» (силовая выносливость). Исходное положение: упор лёжа, голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления. Фиксируется количество отжиманий.

Удерживание гантелей 2 кг (статическая силовая выносливость). Исходное положение: ноги на ширине таза, стопы параллельны, лопатки сведены, плечи опущены, гантели удерживается двумя прямыми руками, разведёнными в стороны (по фронтальной плоскости). Регистрируется время, удерживаемое в этом положении в секундах.

Упор лежа на предплечьях «Планка» (определение выносливости к статическим усилиям). Исходное положение: лёжа на полу животом вниз, опираясь на предплечья, сгибая руки в локтях под прямым углом (плечи над локтями). Опираясь на пальцы ног, туловище поднимается от пола, таз подкручен, не допускается прогиба в пояснице. Тело должно составлять прямую линию (пятки, бёдра, плечи), голова продолжение позвоночника. Даётся одна попытка. Регистрируется время, удерживаемое в этом положении в секундах. [8]

Результаты исследования

После проведения курса (шести месяцев) занятий по системе «Белояр» вновь было проведено тестирование женщин зрелого возраста.

Таблица 1. Сравнительные показатели по физической подготовленности женщин зрелого возраста.



Примечания к таблице 1:

  • Как видно из таблицы 1 показатели среднего значения физической подготовленности женщин зрелого возраста выросли.
  • Сравниваем расчетный критерий Стьюдента с табличным (критичным) и определяем достоверность результатов с уровнем статистической значимости меньше или равным 0,05.
  • Удерживание гантелей 2 кг., отжимания, планка, гибкость – связь улучшилась, результат достоверный (на 95%).
  • Поднимание туловища из положения лёжа на спине, двигательная реакция - связь улучшилась, достоверность результата не установлена (достоверность меньше 95%).
Заключение

В результате занятий у женщин в течение полугода произошли заметные положительные сдвиги в степени физической подготовленности и координационных возможностей.

Результаты исследования позволяют рекомендовать оздоровительную гимнастику по системе «Белояр» для физкультурно–массовой оздоровительной работы в клубах по месту жительства занимающихся.

Литература

  1. Старость: Популярный справочник: Пер. с польск. – С 77 М.: «Большая Российская энциклопедия», 1996. – 352 с.
  2. Савин С.В., Степанова О.Н. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с лицами зрелого возраста: Монография. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 251 с.
  3. Жуков С.В. «Белояр». Принципы естественного движения. – V.: Baltosios Gulbes, 2013, 272 c.
  4. Бегун П. И., Шукейло Ю. А., Биомеханика: Учебник для вузов. – СПб.: Политехника, 2000. – 463 с.
  5. Чхаидзе Л. В. Об управлении движениями человека: Издательство «Физкультура и спорт». Москва, 1970. – 135 с.
  6. Железняк Ю. Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 6-е изд., переработанное. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
  7. Голощапов Б.Р., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Учебно – исследовательская работа студентов на факультете физической культуры: учеб. пособие / Б.Р. Голощапов, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 106 с.
  8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 244 с.




Literature

1. Old age: Popular directory: Trans. from polish - C 77 M .: "The Great Russian Encyclopedia", 1996. - 352 p.

2. Savin SV, Stepanova O.N. Pedagogical design of fitness classes with persons of mature age: Monograph. - M .: TC Perspektiva, 2015. - 251 p.

3. Zhukov S.V. Beloyar. Principles of natural movement. - V .: Baltosios Gulbes, 2013, 272 p.

4. Runner P. I., Shukeylo Yu. A., Biomechanics: Textbook for universities. - SPb .: Polytechnic, 2000. - 463 p.

5. Chkhaidze L.V. On the management of human movements: Publishing house "Physical culture and sport." Moscow, 1970. - 135 p.

6. Zheleznyak Yu. D. Fundamentals of scientific and methodological activities in physical culture and sports: a textbook for students of institutions of higher education. prof. Education / Yu. D. Zheleznyak, P. K. Petrov. - 6th ed., Revised. - M .: Publishing Center "Academy", 2013. - 288 p.

7. Goloshchapov B.R., Kulishenko I.V., Kryakina E.V. Educational research work of students at the Faculty of Physical Education: studies. manual / B.R. Goloshchapov, I.V. Kulishenko, E.V. Kryakina. - M .: Publishing house MGOU, 2012. - 106 p.

8. Landa B.Kh. Methods of integrated assessment of physical development and physical fitness: studies. allowance / B.H. Landa. - 4th ed., Corr. and add. - M .: Soviet Sport, 2008. - 244 p.


Ольга Балабаева


Двигательная активность и здоровье. Биомеханика.


Общеизвестно, что с возрастом у людей, ведущих малоподвижный образ жизни процессы распада начинают преобладать над процессами созидания, снижаются окислительные процессы, ослабевает питание тканей, что сопровождается понижением обмена веществ. В следствии чего образуется своеобразный круг не хочется двигаться потому, что снижен обмен, но обмен веществ страдает при недостатке движений и происходит процесс постепенной утраты способности приспосабливаться к новым жизненным ситуациям в окружающей среде.
Как выйти из замкнутого круга и вернуться к активному образу жизни людям с малой подвижностью и нарушенным обменом веществ?

Выход есть, надо начать выполнять самые простые естественные двигательные навыки с их дальнейшим многочисленным увеличением в разнообразии. Это движение приведёт к расширению деятельности высших отделов ЦНС и восстановлению управления над основными функциями организма.
Формирование навыков, как функция ЦНС складывается из суммы движений, протекающих в пространстве и времени и постоянно контролируется путем сопоставления его результата с конечной целью. За счет каналов обратной связи при участии анализаторных систем формируются наши впечатления, ощущения и представления об окружающей нас действительности.
Для улучшения качества в координации движения формируется качественно и количественно «кольцо управления»: мозг – центробежные нервы – мышцы – проприцепторы – центростремительные нервы – мозг. В этом случае внутри организма информация передается по нервным аксонам от мозга к мышцам; это – прямая связь. Передатчиками обратной связи являются аналогично проприоцепторы, аксоны, мозг.
Также двигательные навыки служат для улучшения кровообращения и жизнедеятельности организма. Любое движение начинается, в той или иной степени с растяжения мышечных волокон и деформации мышцы. Закон Франка-Старлинга гласит: «Чем больше мышца сердца растянута поступающей кровью, тем больше сила сокращения и тем больше крови поступает в артериальную систему».
Следовательно, если при выполнении двигательных движении длина мышечных волокон будет растянута, то при этом в организме повышается кровенасосная функция мышц и одновременно с этим возбуждается множество рецепторов, соответственно восстанавливая работу «кольца управления» и благотворно влияя на работу ЦНС человека.

в дальневосточную газету март 2020


Интервью автора и основателя системы Белояр Жукова С.В.


В Приморском крае система Белояр малоизвестна. Во Владивостоке ее преподают в санатории «Белый лебедь» и центре йоге «Сарасвати», что косвенно говорит об оздоровительной направленности практики. Белояр часто называют русской «тайдзи» или йогой, но по сути, это совершенно отдельная система, как считается, имеющая славянские корни.

Добрый день, Станислав! Подготовил статью, отправляю на корректировку.
Благодаря вашему совету — пить змеевик — улучшил свое состояние. За все — большая благодарность!

А вот и статья:

Во Владивосток недавно впервые приехал ее основатель, Станислав Жуков, с целью, как он заявил сам, подготовить тренеров. Мы говорим с ним об истоках практики Белояр, ее развитии и практических советах, которые может применить в обычной жизни практически каждый.

- Станислав, само слово «Белояр» наводит на мысль о связи данной системы с некими древними русскими практиками. Можете вы в двух словах объяснить, что она собой представляет и откуда появилась?

- Дело не в том, славянская она или русская. Это, прежде всего, психофизическая система, основанная на принципе естественного движения, заложенного природой каждого человека. Именно естественность движения позволяет животным, в отличие от людей, не заниматься физкультурой, находясь при этом постоянно в прекрасной физической форме.

Вспомните: вот лежит собака, ее позвали, она встала, потянулась, и в этом специфическом состоянии мышц - тонусном или алертном, - как медики его называют, - продолжает двигаться. Тогда возникает вопрос: почему современный человек не может этого делать? А потому, что очень давно поверил, что для того, чтобы стоять или двигаться, ему нужно напрягать мышцы.

…Все началась с того, что однажды утром я потянулся, получил приятнейшее состояние внутри, а потом автоматически напряг мышцы и дошел до ванны. И тут меня осенило: мне только что было приятно, потом я сам себе сделал себе неприятно, и целый день в этом состоянии нахожусь. Я что, мазохист? А что будет, если сознательно поменять это состояние мышц на приятное, не напрягая, а натягивая мышечный аппарат?

Я начал со статических процессов, приучая свой мозг различать состояние напряженных мышц от натянутых. «Поймав» его, перешел к динамическим упражнениям. Довольно быстро стало возвращаться здоровье и улучшаться самочувствие. Я стал рассказывать об этом друзьям, а позже вести среди них группу.

Стало интересно, а на чем вообще основан этот эффект улучшения состояния организма? С помощью УЗИ я выяснил, что при напряженных мышцах кровоснабжение уменьшается в два раза относительно расслабленных мышц, а при натянутых мышцах оно увеличивается. Очевидно, что даже если на 30% увеличить кровоснабжение организма, человек будет чувствовать себя лучше. А тут - в два раза!

- О чем конкретно вы говорите, употребляя термин «натяжение»?

- Натяжение мышц – это волевое удлинение мышечного волокна. Сокращение – это волевое сокращение мышечного волокна. А расслабление - удлинение мышечного волокна, при котором движение невозможно.

В отличие от сокращения, натяжение мышц позволяет организму человека выдерживать максимальные физические нагрузки. Колоссальная сила русских богатырей, как оказалось, - не сказки. Если я давлю на человека сильно, а он даже не чувствует, что я на него давлю, значит он хорошо натянул мышцу. В практике Белояра есть примеры, когда через три месяца занятий шестилетний ребенок держал на своей шее взрослого человека. Через два года года занятий мальчик, пришедший с диагнозом ДЦП стал мастером спорта по многоборью и таких случаев много.

- В основном в Белояр идут за здоровьем?

- Конечно. С одной стороны, в этой системе кровоснабжение организма на порядок лучше, чем в большинстве оздоровительных практик, не говоря про силовые тренировки. С другой, здесь практикуется очень медленное перемещение при натянутых мышцах, котрое снимает спастику (зажатость) с микромышечного аппарата.

Бихевиоризм, направление в психиатрии, утверждает, что существует прямая связь между состоянием микромышечного аппарата организма человека и работой клеток центральной нервной системы. Мы на практике видим, что при снятии мышечной спастики у людей убираются и психологические барьеры. Кроме того, мозг человека начинает восстанавливать свои функции.

Приведу пример из жизни нашего тренера, Зои Елгиной. Ее внучке врачи при рождении поставили диагноз, что та не будет управлять мышцами. Через четыре года занятий с девочки сняли инвалидность, а в 6 лет она пошла в нормальную школу. Сейчас это красивая, сильная девушка. Что делали? Тянулись. Все.

- Многие утверждают, что занятия Белояром обладают эффектом омоложения. Это так?

- Да, так. С одной стороны, усиливается кровоснабжение органов. Сдругой, натяжка мышц, благодаря ряду процессов, приводит к выработке тимических гормонов … называемых гормонами молодости. В первую очередь, это видно по состоянию кожи, которая становится натянутой, упругой даже у людей преклонного возраста.

- Слышал о существовании некого «музея клюк» в Красноярске, которые оставляют пенсионеры, занимающиеся Белояром…

- Не знаю конкретно про этот музей, но каждый тренер может привести множество примеров, когда людям возвращается здоровье и молодость. У меня, например, практика огромная. И с какими болезнями людей только не было. Чем дольше ты занимаешься и сильнее тянешься, тем дольше ты живешь. Доказать могу, только лет через 300.

Я не могу сказать, что Белояр – это панацея от всех болезней. Хотя я именно панацею и искал, как в свое врем, Авиценна. Но панацея находится не в самой системе, а в желании людей работать над собой. В их способности управлять телом через разум через «не могу», «не хочу», «больно», «лень».

Для себя я эту панацею нашел. В свои 63 года я недавно разгрузил 11 тонн бетонных столбов за час. Как сказал прораб, их краном загружали столько же. А с точки зрения других процессов… Был у нас 35 летний индивидуум, который говорил, что у него с женщинами уже ничего не получается. Мы всего одно занятие «пропахали», он утром прибежал: «а у меня все хорошо». А у меня тоже все хорошо, но мне 65 лет, извините. Удивляется, неужели мне столько лет. У нас бабушка тренируется - в 90 лет вскопала 6 соток и не заметила, просто размялась.

Все, кто работал, помолодели. Есть у нас и своего рода клуб по интересам, девочки для себя работают: потянулись, тортиков покушали, не толстеют, 20 лет уже как замерли в одном возрасте. К нам часто на занятия приходят бабушки, сгорбленные, обрюзгшие, несчастные - через пару лет молодежь начинает с ними заигрывать.

– Станислав, предлагали вы свои разработки армии?

- Документы, методички все там. Я думаю, занимаются, без меня естественно. Но иногда я работаю со спецподразделениями. Показываю разницу между натяжением мышц и сокращением. Как правило, очень тяжело им это дается. Упражнения только с виду легкие. Если по нормальному делать, мышцы болят, но не из-за выделения молочной кислоты при сокращении мышц, когда уже рук и ног поднять не можешь. А просто есть и боль, и приятное ощущение, что они хорошо поработали.

Со спортсменами работаю, наши паралимпийцы выигрывают олимпиады. С минифутболом и пляжным футболом начали заниматься, результатаы колоссальные.

В Санкт-Петербургвской военно-медицинской академии и Университете физкультуры, Лесгофке показывал практику - все радостные, все здорово, ответ один: защищай докторскую и делай что хочешь. Но как бы помягче сказать? Тогда половину существующих докторских надо будет признать недействительными.

- Системе Белояр уже около 20 лет. Какова динамика ее развития?

- За 20 лет с нуля она вышла на международный уровень. Белояр преподают во Франции, Германии, Италии, Испании, Китае Таиланде, Англии, США. Кстати, из Казахстана очень много медиков приезжает на обучение. Но чтобы стать тренером нужно большой объем информации осознать. Чтобы просто стать хорошим тренером, - не отличным - надо очень много читать, быть хорошо знакомым с медициной.

- Кому бы вы рекомендовали заниматься Белояром?

- Всем! Хочешь жить долго и счастливо? Это естественный процесс, заложенный природой каждого человека. Мы просто его восстанавливаем. А вообще на Руси он давно известен. Я как-то познакомился с дедом 96 лет, который брал быка трехлетку и два километра на себе его носил. Но у него, конечно, и другие знания были.

Это не только русских практик касается. Китайские мастератайдзи, многин мастера других единоборств приходят в итоге путем тренировок к естественности. А как это называется, вопрос технический.

- Белояр, это же не только физическая практика?

- Мне в Лесгофвке, Санкт-перетрбургском государственном уиниверситете физкультуры и спорта один доктор сказал: «вы так далеко ушли, что мы не можем вас догнать. Сделайте понятийную базу, чтобы возможно было самостоятельно прийти к вам и развивать дальше процессы». Я тогда задумался, а как это: тянуться, но не напрягаться? А как возникает понятие о понятии? Все знают, что такое «стул», но у всех разный его образ возникает. Как сделать, чтобы один образ появлялся? Ведь в большинстве случаев люди не со-ображают: «совместного образа желаемого» нет. Значит раньше слово имело другое значение.

А имея понятие я должен восстановить слово, ощущение и образ. Все они здесь очень большое значение имеют.

... Однажды я в Таиланде на берегу океана разминался с палками. Подходит китаец: покажи, как это делаешь? Оказалось, какой-то известный мастер. Привел своих учеников, они у меня, бедные, чуть в обморок не попадали за полчаса. А когда я им сказал что мне 63 и для меня это просто разминка и показал, что умею с точки зрения боевых искусств…

А по сути, все основана на том, что вы знаете это состояние, вы его вспомнили и стали им пользоваться.

- Насколько данная практика полезна для развития ума?

- Человек обычно держит шейный отдел буквой «зю», держа подбородок ниже шеи. В результате кровь в мозг практически не поступает Поэтому, даже если просто шейные мышцы натянуть, в голову поступит больше крови, значит она будет работать намного лучше. За три месяца занятий с детишками, просто в течении пяти минут на уроках натягивая мышцы рук, спины, шеи, их успеваемость выросла на 20-25 процентов. А к концу года они практически все на пятерки учились. В 85 году мы снимали об этом фильм, и практически все его участники получили по два высших образования. Как и мои дети, которые также имеют по два диплома и еще учатся.

- Сколько надо заниматься Белояром, чтобы ощутить заметный результат?

- Полгода два раза в неделю, эффект колоссальный физический и умственный. Первое, что замечают сами ученики, что они практически перестают болеть гриппом, простудами.

- Есть боевая система Белояр, что что она собой представляет?

- Она начинается с движений базового курса, но с максимальным замедлением. Каждое движение делается, скажем, в течении 10 минут. Разгибаешь руку как будто в глине, или представляешь, что поднял банку трехлитровую с водой и переместил на 90 градусов. Такие упражнения сразу отражается на состоянии мозга, плюс психологическая устойчивость будет. А если рукой после таких занятий за что нибудь схватит, то она будет как железная.

Дальше надо с палками позаниматься, как с удлинением руки. Одной рукой с палкой делаешь одно движение, а второй, одновременно, – другое. Происходит синхронизация работы левого и правого полушария мозга. Это также приводит к более четкой регулировке работы верхней части тела от нижней. А дальше - динамика, движение по определенным «фигурам». Потом - пластика. Я как-то преподавал пластику профессиональным танцорам по восточным танцам, так они мне подарили потом мне букет цветов как самой пластичной женщине группы. Ну а без смеха, пластика очень важна в боевой системе.

А главный принцип «боевухи» следующий: мастер не тот, кто хорошо бьет, а тот, кто не допускает такой ситуации. Иногда достаточно просто взгляда, и тихо так поинтересоваться: «что хотел», и человек вспоминает, как надо себя вести.

- Как отражаются тренировки на обычном мироощущении?

- Первое, что видно даже посторонним людям, - приятно на учеников после тренировки смотреть. Выходят из зала - все улыбаются, счастливые; а обычно, особенно после силовых упражнений – из зала выходят угрюмые, уставшие, еле живые.

Здесь вроде и мышечная нагрузка, и боль присутствует, но все радостные. Это нормальное состояние организма. Когда нет конфликта с природой и социумом, когда тебе просто приятно существовать в мире.

- Правда ли, что большинство тренеров Белояра, это люди, которые пришли к практике, когда от них отказались врачи…

- Да. Потому, что когда у тебя ничего не болит или когда ты молодой, для ума стимула к таким занятиям нет. Тот, кто попал в тяжелейшее состояние, тот быстрее идет.

Я сам начал, когда совсем «дошел до ручки», работая на ядерном производстве слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики. В … лет, уволившись с завода, я на личной скорой домой ездил. И аварии были у нас, и капремонты, и в Чернобыле был на ликвидации. Из нашей группы в 38 человек сегодня в живых остался только я. Начал заниматься собой и из-за Белояра выжил. Только из-за этого.

- Учитывая, что наши читатели в основном работают в офисе, скажите, возможно ли применять практики Белояра на рабочем месте или дома?

- Советы? Встал утром – натянись, как кошка! На остановке стоишь, делать нечего, натянись, - сразу станет жарко. Если хорошо все сделаешь - минус 30 на улице, а с тебя пот течет. Сегодня 30 секунд тянешься, завтра - минуту, послезавтра - три минуты, сколько можешь.

Или, сидя, глядя в монитор или телевизор - втянул ноги перед собой, и тянешься в соседнюю стенку, и руки туда же. Хотя бы две минуты, но каждый день.

А если займешься Белояром два раза в неделю по полтора часа, через три года будет идеально ровная спина, четко натянутые мышцы. Настроение изменится, осанка, мысли. Все.